|
Главная | Новости | Работа в турбизнесе | Образование | Красота - синоним здоровья! | Развлечения <<Назад
РАБОТА В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ. МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ
Несмотря
на то, что менеджеры по туризму в любой стране мира зарабатывают
меньше, чем их коллеги из других отраслей, поток соискателей,
претендующих на работу в туристической сфере, не иссякает. Россиянам
повезло: подстегиваемые кадровым голодом работодатели, нередко
предлагают кандидатам зарплаты гораздо выше рыночных.
По законам бизнеса
В
настоящее время,современный рынок туристических услуг делится на два
основных сегмента: развлекательный и деловой. Развлекательный туризм
более "массовый", к нему относятся все популярные виды отдыха: пляжный,
семейный, экстремальные туры, познавательные поездки. Для того чтобы
работать в этой сфере, специалист должен обладать обширными личными
связями и иметь хорошую репутацию среди коллег по бизнесу. Работодатели
заинтересованы в предприимчивых соискателях с креативным мышлением,
наделенных хорошими навыками управления и коммуникации, которым не чужд
"здоровый авантюризм". Деловой туризм - более узкий участок,
работа здесь стандартизирована и подчинена жестким правилам. Это
объясняется тем, что подготовка деловых поездок требует оперативности,
поскольку приходится оформлять туры любой сложности в строго
оговоренные сроки. Бизнес-трип должен состояться при любых условиях:
время деловых людей стоит дорого. И здесь в первую очередь нужны
аккуратные, педантичные сотрудники с аналитическим складом ума,
способные выполнять формальные процедуры "с точностью до миллиметра". Но
и развлекательный, и деловой туризм объединяет специфика подбора
персонала: поиск кадров осуществляется на очень узком рынке, и нередко
- без участия кадровых агентств.
Кандидаты
Ни
в одном другом бизнесе не встретишь такого сочетания: компании тесно
сотрудничают при обмене информацией, партнерскими скидками и бонусами
и, при этом, остро конкурируют за сотрудников. Например,
квалифицированных менеджеров по бронированию расхватывают, как горячие
пирожки: на одно резюме, по данным КА Business travel job, приходится
около десяти запросов. Топовые вакансии зачастую вообще не попадают в
поле зрения рекрутеров: потенциальный кандидат в топ-менеджеры имеет
тесные профессиональные связи с коллегами по бизнесу, хорошо
представляет текущую ситуацию на рынке труда и знает свою "цену" как
специалиста. Небольшие семейные фирмы, где нередко работает всего
10-15 человек, крайне редко обращаются в кадровые агентства. А новичкам
в турбизнесе и вовсе приходится действовать на удачу, так как они еще
не успели обрасти нужными контактами. Вот почему персонал для
туристических компаний часто ищут не агентства, а фирмы-посредники.
Ведь для того, чтобы подобрать нужных людей, необходимо обладать целым
комплексом знаний, разбираться в отраслевой специфике, запоминать
кандидатов с определенным стилем поведения и манерой речи. Нередки
случаи, когда человек с великолепным "туристическим" резюме оказывается
по факту абсолютно не подходящим для конкретной вакансии. Например, он
обладает скрупулезностью и с успехом может исполнять обязанности
менеджера по бронированию, но у него нет достаточных связей и
"творческой жилки", чтобы готовить индивидуальные туры "под клиента". Также
среди работодателей, соискателей и рекрутеров очень популярен крупный
интернет-портал tourdom.ru, где можно не только найти список профильных
вакансий или разместить резюме, но и узнать о текущем состоянии дел в
отрасли.
Кадры всякие нужны
Компании
однозначно,заинтересованы в специалистах, непосредственно связанных с
туристическими услугами (сейлзы, менеджеры по бронированию, гиды,
менеджеры направлений и т.п.), и в сотрудниках бэк-офиса (бухгалтеры,
юристы). При этом наиболее востребованные позиции выделить трудно. "В
условиях уже ставшего привычным явлением дефицита кадров, одинаково
востребованы и руководители ранга финансового или коммерческого
директора, и продакт-менеджеры", - говорит Ирина Петрова, генеральный
директор компании "Солвекс-трэвел". Между тем, по мнению Натальи
Волковой, генерального директора компании "Агентство путешествий
"АДИАН", менеджеры с выраженной специализацией (по билетам,
направлениям) востребованы меньше, чем менеджеры-универсалы, так как
туризм развивается, и для успешной работы необходимо владеть широким
диапазоном знаний. "В нашем случае, это владение информацией о странах,
определенных курортах, отельных базах, конкретных ценах, позволяющее
самостоятельно рассчитать стоимость любого тура", - подчеркивает она. На
требования к "непрофильным" специалистам (финансистам, юристам,
маркетологам) сильно влияют макроэкономические факторы. "Очень сложно
подбирать бухгалтеров, так как все время меняется налоговая система и
законодательная база, - комментирует Ирина Петрова. - Как раз сейчас в
очередной раз пересматриваются отношения туроператоров и агентов в
связи с необходимостью предоставления клиентом финансовых гарантий от
банка или страховой компании". Карина Яковлева, генеральный
директор Business Travel Job, сомневается, что сейчас рынок перенасыщен
как квалифицированным персоналом, так и молодыми специалистами,
готовыми работать в данной сфере. Поэтому работодатели готовы брать
людей с минимальным опытом. Кроме того, если раньше в сегменте делового
туризма отдавали предпочтение кандидатам, приходящим из ведущих
туроператоров, то теперь соглашаются принимать и тех, кто работал в
средних и маленьких фирмах. Г-жа Яковлева советует кандидату заранее
договориться с работодателем, с какими недостатками тот готов мириться,
а с какими нет. Чаще всего закрывают глаза на незнание какой-то системы
бронирования, или недостаточно свободное владение иностранным языком. Дурную
услугу работодателям оказывает распространенное среди молодых
специалистов мнение, что в туризме может работать каждый. "На самом
деле, продавать туристические услуги гораздо сложнее, чем модную одежду
или продукты", - убеждена Наталья Волкова. - Именно поэтому большинство
работодателей не хочет брать амбициозных неучей. Высоко ценятся люди с
профильным образованием, знакомые со спецификой бизнеса и в теории, и
на практике".
Финансы поют романсы?
Уровень
компенсации в предложениях туристических фирм даже для топов редко
превышает $2000. Встречаются объявления о вакансиях и без указания
уровня вознаграждения, а также такие, где стоит совсем не значительная
цифра, а ниже - ремарка: "зарплата очень высокая по результатам
собеседования". В этой ситуации уместно предполагать один из двух
вариантов: или компания-работодатель строго следует правилу
индивидуальной оценки кандидатов, или работает по "серой" зарплатной
схеме. Во сколько же могут быть оценены миддлы и топы "по результатам
собеседования"? Заработок в $1300 -1500 - средняя "цена", которую
работодатель готов предложить хорошему кандидату. При этом иногда
претензии специалистов достигают $3000-4000 и более. Но рынок диктует
свои законы, и работодатели даже в условиях дефицита кадров вряд ли
будут переплачивать. В большинстве случаев заработная плата очень
опытного профи не превышает среднерыночный показатель на 30 %. И
все же работодатели, которым удалось не переплатить на старте,
оказываются в сложном положении, когда сталкиваются... с шантажом.
"Склонностью к шантажу славятся грамотные "билетчики" - менеджеры по
бронированию и продажам авиабилетов, - говорит Карина Яковлева. - Они
нередко обращаются к рекрутерам, якобы желая переменить работу, а на
самом деле - изучают рынок. Получив около 10 предложений, они
возвращаются в свою компанию и требуют прибавки к зарплате". Эту
операцию некоторые специалисты проводят как минимум раз в год, а то и
чаще. И руководителям приходится соглашаться, так как затраты на
закрытие вакансии будут выше. "Недавно наш клиент "купил" двух
"билетчиков" с 3-х месячным опытом работы. Но на старте они сразу же
запросили по 30 000 рублей - и получили эту зарплату, хотя их реальная
стоимость не составляла и 15 000", - вспоминает г-жа Яковлева.
Источник:
Элитный персонал
|
|
|
|
|