Главная | Новости | Бизнес-планирование | Образование | Красота - синоним здоровья! | Развлечения <<Назад
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Составить бизнес-план в Сургуте помогут:
1. Бизнес-Аудит, ООО 30 лет Победы, 34а - оф. 309, 312 тел: 50-17-75, 50-09-50 email: audit@stpp.surguttel.ru www.stpp.surguttel.ru
2. Инфра-Аудит, ЗАО Сосновая, 27 - оф. 409 тел: 23-67-57, 23-67-40 email: infra-audit@mail.ru www.infra-audit.ru
3. Оникс, центр делового консультирования Маяковского, 31 - оф. 712, 714 тел: 24-28-08, 51-44-55
Бизнес-план
составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и
является одним из основных инструментов управления предприятием,
определяющих эффективность его деятельности. В
условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь
быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней
среде и внутри самого предприятия.
Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:
- администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
- существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;
- планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;
- администрация
предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке,
во внешней среде и внутри самой организации.
Бизнес-план
составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве
случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают
составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что
это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только
для внешних целей.
Внешние
цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости
привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация
имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны
инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности
инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый
инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый
инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта
и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и
проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план,
по сути - это визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает
инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный
инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен
при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений
сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Обязательным
условием получения банковского кредита является предоставленный банку
грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у
заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне
администрации предприятия и делает получение банковского кредита
невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита
такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно
повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.
Внутренние
цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной
среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны
достижение понимания инвестором и администрацией предприятия
стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и
сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной
эффективности при заданных условиях.
Таким образом, составив
бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым,
сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.
Создание
новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование
их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их
осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование
позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость
разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его
реализации в действующих рыночных условиях.
Основными
объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях
служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как
известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми
производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением
и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать
предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным,
предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем
дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в
основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок
высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
Следовательно,
любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий
бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи
товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В
рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар,
продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю
банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести
максимальный доход разработчикам нового проекта.
Бизнес-планы
являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или
внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на
малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные
инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или
созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на
рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и
расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и
организации производства, повышением качества товаров и
производительности труда. В них обосновывается определенная
социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный
созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка,
удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции,
создание новых рабочих мест и т.д.
Выбранная
социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее
производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить
наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь
создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в
соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные
технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям
проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и
услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с
целью достижения соответствующих стратегических, тактических или
оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием
производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией
или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе
предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных
производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном
спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план
должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и
т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в
других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие
любого нового проекта или своего дела всем производителям и
предпринимателям.
Бизнес-план
представляет собой документ, который описывает аспекты будущего
коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может
столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план в
конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы
рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые
доходы. Каждый предприниматель должен знать,
сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если
принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы
рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает
правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт
свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо
составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это
означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые
планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего
предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или
инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только
всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта
профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих
предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы.
Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и
предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях,
имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в
частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о
преемственности или соотношении широко известных в российской
промышленности систем и методов планирования социально-экономического
развития предприятий и новых бизнес-планов.
В
период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов
стала распространяться и теория о том, что на смену
внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако
многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и
необходимость совместного существования этих систем планирования на
отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования,
как справедливо считает В. М. Попов, включает теорию, методологию и
практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие
закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений.
Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу
которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях
деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы
реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или
тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке.
Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида
деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления,
экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного
бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий,
корректировку плановых показателей и уточнение фактической
эффективности использования бизнес-проекта.
Таким
образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие
бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на
российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами
планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из
них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного
планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.
Во-первых,
бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или
корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей
предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих
конкретное содержание планирования нового вида деятельности или
бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку
новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как
социально-экономическое планирование может включать различные виды
совместной текущей и перспективной деятельности.
Во-вторых,
бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные
временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над
данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование
производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления
хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после
соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного
плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более
узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план
таких четких ограничений не имеет.
В-третьих,
основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями
нового дела и получении на выполнение проекта необходимых
производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск
надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих
финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во
внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних
кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы
необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как
бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых,
бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при
личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным
планированием, как правило, занимаются профессиональные
экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных
подразделений предприятия. Личное участие каждого
бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового
предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и
оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее 'совершенную
организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и
результатов.
В-пятых,
отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик
разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных
отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций
раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся
зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях
спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт
внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется
комплексный подход к развитию теории и практики не только
бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного
планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами
собственности и организационными особенностями.
В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:
- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
- каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
- какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
- сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
- каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
- какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
- какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
На
начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные
бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения
укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется
проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных
планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав
и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как
вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и
предложения, уровень развития и масштабы производства, источник
финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для
предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как
подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные
показатели:
- общие исходные данные и условия выполнения проекта;
- рынок сбыта продукции и производственная мощность;
- материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
- местонахождение предприятия и транспортные связи;
- проектно-конструкторская документация;
- организация предприятия и накладные расходы;
- потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
- планирование сроков осуществления проекта;
- финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Приведенные
показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и
последовательность выполнения необходимых планово-экономических
расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима
достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и
другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим
примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов,
раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и
разрабатываемые на ee основе плановые показатели.
Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
Существо предлагаемого проекта:
выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые
помещения и оборудование; требуемый административный и производственный
персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
Производстенный план: содержание
технологического и производственного процессов; предполагаемые
субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов;
номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых
материалов; поставщики сырья.
План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
Организационный план:
форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера
ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная
структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
Финансовый план:
план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый
план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств;
порядок использования доходов.
Оценка риска:
слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий;
альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
Приложения: перечень основных документов.
В
российском малом и большом предпринимательстве в последние годы
значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом
специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные
показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской
области:
- наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;
- цель проекта и сроки его реализации;
- срок окупаемости инвестиций;
- ожидаемые
результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и
прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);
- предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);
- предельно минимальный срок кредита;
- форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);
- план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
- основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
- результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);
- структура себестоимости по основным статьям расходов.
Наличие
типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не
только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует
иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет
не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность
разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное
место в российском предпринимательстве.
Источник:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
|